Магический мир ювелирных изделий

изготовление и классификация

Объемную ажурную филигрань можно набирать двумя способами: в плоскости по рисунку развертки объемной фигуры и по листовому шаблону, имеющему форму данной фигуры. Набранная в плоскости развертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это изгибанием изделия вручную с последующей правкой, выгибанием в матрицах (кожаных, войлочных, деревянных, свинцовых, стальных с подкладкой) с помощью пуансонов из тех же материалов. После придания изделию нужной формы производят пайку швов. Набор объемной ажурной филиграни можно производить на изогнутом или вогнутом (бухтерованном) шаблоне, подобно плоскому набору, но процесс очень осложняется тем, что не совсем легкие элементы приходится не только сгибать по рисунку, но и выгибать по форме шаблона. Подобная работа требует от филигранщика некоторого навыка.

Плоскую фоновую филигрань начинают набирать с фона, аналогично ажурной, по бумаге, наклеенной на плоский шаблон.

Причем, на бумаге вычерчивается не узор (рисунок, как правило, однообразный) а только контур, в пределах которого набирается узор. Дальше, как и при ажур ной филиграни, набранный фон паяют, и после отбеливания приступают к набор; верхнего узора. Элементы верхнего узор, изготовляют также по рисунку, который в отличие от ажурного набора лежит рядом. На фон изделия рисунок не может быть наклеен, потому что элементы верхнего узора должны припаиваться к фону Верхний узор фоновой филиграни, как правило, реже ажурной и элементы узоров не всегда спаиваются между собой. Поэтому набор верхнего узора не требует такой тщательной подгонки элементов друг к другу, как при ажурной филиграни Закончив набор верхнего узора, его привязывают к фону, как к шаблону, вязальной проволокой и паяют. Однако не всегда можно привязать верхний узор к фону, Элементы филиграни, имеющие сложный асимметричный изгиб, высокий рельеф, не позволяют проводить пайку увязанного изделия. В таких случаях верхний узор паяют в несколько приемов.